Компания
Социальная сфера
Карьера
Пресс-центр
Контактная информация
Для партнеров
Для сотрудников
Афганский депозит
28.01.2011 14:48

Месторождение Hajigak было открыто британскими геологами еще в 1890 году, а в конце 60-х его разведку произвели советские специалисты. По их данным, депозит содержит 1,8 млрд. тонн железной руды с содержанием Fe 64%. Такую руду можно использовать в доменных печах без предварительного обогащения, и при добыче на уровне 10 млн. тонн в год запасов хватит на 180 лет. Более того, эта залежь представляет только около 10% рудного пояса, который берет начало на пиках Памира в районе северо-восточной границы с Китаем и тянется до западной границы с Ираном, сообщает Укррудпром.

Однако несколько попыток нынешнего правительства привлечь инвесторов к этому великолепному активу пока оставались безуспешными. Хотя афганские власти гарантируют безопасность инвестиций, вряд ли эти гарантии чего-то стоят, а 40 лет непрерывной гражданской войны вынуждают иностранные компании игнорировать заманчивые предложения. Тем более, что в прошлом году движение “Талибан” опять активизировалось, и объектами атак часто оказываются проекты с иностранными инвестициями и люди, работающие на этих стройках. Кроме того, до сих пор правительство включало в требования к инвестору строительство сталелитейного завода. Разумеется, в такой ситуации желающих вкладывать деньги в афганский проект не находилось.

Теперь же правительство умерило свои запросы: исчезло требование строительства завода, зато были подписаны соглашения о строительстве железной дороги, которая свяжет северные месторождения нефти и газа с угольными разрезами в центре и пройдет через Hajigak. Власти надеются, что наличие инфраструктуры, газа и коксующегося угля создаст горнорудному инвестору стимулы для создания сталелитейного производства. Сомнительно, что в обозримом будущем эти надежды оправдаются, но главная цель — продать права на разработку Hajigak — будет, похоже, достигнута. Заявки на участие в тендере подали 22 компании, из которых 15 — индийские, 2 — из Ирана, по одной — из Австралии, Канады, Турции, Великобритании, США и Китая. Министр природных ресурсов Вахидулла Шахрани сообщил, что в число потенциальных инвесторов входят, в частности, Tata Steel, Essar Group, SAIL, Jindal Group, Ispat Industries и JSW Steel.

Кстати, Шахрани сказал, что и ArcelorMittal проявила интерес к участию в тендере, но это сомнительно: вряд ли крупнейший в мире производитель стали пойдет на такой серьезный риск. Афганистан — основная база движения “Талибан” и “Аль-Каиды”, причем именно в этой стране Усама бен Ладен разместил тренировочную базу, когда планировал атаки на США, осуществленные 11 сентября. После того, как страны Запада во главе с американцами свергли правительство “Талибана”, сторонники движения перешли в вооруженную оппозицию. Военные конфликты то и дело вспыхивают в разных регионах страны. Тем не менее, афганский министр посетил Лондон (июнь) и Индию (ноябрь), чтобы лично убедить такие компании, как Rio Tinto и ArcelorMittal, поучаствовать в тендере на Hajigak и другие месторождения страны. Шахрани утверждает, что правительство, поддерживаемое силами НАТО, полностью контролирует регион Hajigak, хотя боевики “Талибана” продемонстрировали свои возможности поднимать мятежи и в таких местах.

Правда, в Индии его миссия увенчалась частичным успехом. Шахрани встретился со своим индийским коллегой Б.К.Хандикю и уведомил его о желании Кабула подписать с правительством Индии Меморандум о взаимопонимании в сфере развития горнорудной промышленности и отраслей, производящих конечную продукцию. И индийский министр уже утвердил решение об отправке в Афганистан делегации в составе сотрудников Geological Survey of India, Indian Bureau of Mines и государственных горнорудных компаний для обследования месторождений и неофициальных переговоров. В своем интервью PTI Шахрани сказал: “Мы создадим индийским компаниям стимулы к разработке наших месторождений и строительству сталелитейных заводов. Они смогут добывать до 20 млн. тонн железной руды в год, и им будет разрешено экспортировать добытое сырье, поскольку у нас огромные резервы — около 20 млрд. тонн железной руды”.

К обсуждению подключился и представитель министерства стали. Он сообщил, что ставки слишком высоки, поэтому сталелитейные компании предпочтут создать консорциум для участия в тендере: “Для реализации афганского проекта требуются огромные инвестиции. Там практически нет инфраструктуры, поэтому компаниям придется строить железнодорожную сеть, дороги и электростанции”. Таким образом, впервые в истории конкурирующие на внутреннем рынке компании — SAIL, Tata, Essar, RINL и Jindal Group — готовы объединиться для реализации совместного проекта.

Правда, о строительстве сталелитейных заводов речь пока не идет. Для сталелитейного производства, помимо руды и коксующегося угля, необходима еще и топливная инфраструктура, которая вряд ли появится в обозримом будущем, несмотря на обещания афганского правительства. В отношении же экспорта руды тоже возникнут серьезные проблемы. Транспортировать руду можно будет только двумя путями: через Пакистан или Иран. Хотя для добывающих компаний пакистанский вариант предпочтительнее, из соображений безопасности им придется выбрать иранский вариант и доставлять руду в порт Bandar Abbas. Однако это резко увеличит затраты, не говоря уже об угрозе пиратских нападений.

Тем не менее индийские компании решились зайти в весьма неспокойную страну. Кстати, после совещания с топ-менеджерами индийских сталелитейных компаний секретарь министерства природных ресурсов Виджей Кумар сообщил The Indian Express, что энергетические компании тоже выразили готовность инвестировать в Афганистан. Возможно, индийский бизнес вдохновился примером китайской China Metallurgical Group, которая присутствует в этой стране, начиная с 2007 года: она начинает освоение крупнейшего в мире месторождения меди Ainak. Но, скорее всего, индусы стремятся приобщиться и к другим богатствам Афганистана, где, помимо меди и железной руды, есть нефть и газ, а также ниобий, молибден, алмазы, изумруды и богатейшие залежи лития. Такая великолепная приманка привлекает самых смелых… или самых жадных. А в отношении риска — кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Компания "Восток Транс Сервис" реализует оптом и поставляет кирпич в ассортименте. На сайте фирмы вы можете ознакомиться со спецпредложениями, действующими на данный момент.

 

©2008-2018 ОАО «УК «Шахта «КЗ №1»

Эл.почта: yurykzn@yandex.ru