Компания
Социальная сфера
Карьера
Пресс-центр
Контактная информация
Для партнеров
Для сотрудников
Груз отвеса
Работы при строительстве и ре­конструкции шахт
17.05.2011 12:39

Чтобы отвес совершал колебания только вокруг верхней точки подвеса, необходимо условие, при котором прямая, служащая продолжением нити, проходила бы через центр масс груза. Такое состояние возможно тогда, когда на нить отвеса и груз не будут действовать внешние силы (воздушный поток, капеж и др.). Поскольку полностью исключить действие внешних сил на отвес в стволе невозможно, отвес совершает колебания вокруг верхней и нижней точек подвеса.

На основные колебания, присущие математическому маятнику, накладываются колебания физического маятника (груза), что резко изменяет наблюдаемую картину движения нити отвеса. Вместо гармонических колебаний мы имеем дело со сложным движением, позволяющим точно определить положение покоя отвеса. Побочные, или так называе­мые релаксационные, колебания отвеса очень сложны и практически не поддаются учету.

Усилия, возникающие от падения капель воды, направлены вертикально вниз. Усилия воздушных потоков направлены как вертикально, так и горизонтально. Горизонтальные воздушные потоки и создают в основном те внешние усилия, которые выводят отвес из состояния относительного покоя и создают побочные колебания. Увеличение массы груза уменьшает раскачку отвеса.

В практической работе стараются делать груз отвеса вытянутым по вертикали. Это уменьшает действие капежа и позволяет защитить груз от боковых усилий воздушных потоков. Поскольку величина амплитуды собственных колебаний неизвестна, стараются не применять чрезмерно длинных отвесов и больших грузов. Груз центрального отвеса представляет собой пакет из рудничных рельсов или рельсов нормальной колеи. Высота груза 0,5—0,8 м. Массу груза увеличивают с глубиной ствола. Простота конструкции груза и точное знание его массы позволяют легко контролировать натяжение тросика отвеса, а вытянутая форма удобна для защиты его от биения воздушных потоков в забое.

Груз отвеса должен быть таким, чтобы запас прочности тросика был не менее пятикратного. Для тросов иностранного производства запас прочности подсчитывают по паспортным данным, а для тросов отечественного производства — по соответствующим ГОСТам. При отсутствии паспортов необходимые технические характеристики можно получить в лабораториях, которые производят испытания подъемных канатов.

В стволах угольных шахт вентиляторы местного проветривания выключать нельзя, тем более в режимном забое, когда в работе могут находиться два вентилятора. Чтобы уберечь груз отвеса от ударов воздушных потоков, его помещают в отрезок металлической вентиляционной трубы диаметром 600—800 мм. Низ трубы присыпают породной мелочью. В обводненных стволах необходимо следить за тем чтобы груз отвеса не заливало водой.

При проходке стволов глубиной 400 м и больше верхнюю точку подвеса центрального отвеса переносят ближе к забою на специальный расстрел, устанавливаемый с подвесного полка. Если расстрел располагают на главной оси ствола, то переносят и точки подвеса вспомогательных отвесов. Положение покоя отвесов определяют, пользуясь различного рода приспособлениями со шкалами. При каждом перепуске проходческого полка вниз проверяют положение центрального отвеса в раструбах на каждом этаже полка и положение распорных домкратов. Трос при неотклоненном положении отвеса должен находиться в центре раструбов.

 

©2008-2018 ОАО «УК «Шахта «КЗ №1»

Эл.почта: yurykzn@yandex.ru