Компания
Социальная сфера
Карьера
Пресс-центр
Контактная информация
Для партнеров
Для сотрудников
Страх, переходящий в потребление
29.06.2013 09:14

Являются ли атеисты лучшими клиентами брендов? Оказывается, что да. Они тратят и покупают больше, особенно дорогие продукты. Профессор Томаш Баран объясняет это теорией управления страхом (Terror Management Theory).

Хотя ей уже 30 лет, теория управления страхом сделала стремительную карьеру в психологии, когда объяснила феномен 6-процентного роста спроса в США в последнем квартале 2001 года, а именно сразу после терактов 11 сентября. В ее основании лежит присущее только людям осознание смертности. С одной стороны хотим жить, с другой - мы знаем, что и так умрем. Это вызывает экзистенциальный страх, который сильно отражается на всей нашей жизни, а прежде всего на привычках потребления.

Как мы справляемся с этим страхом? Двумя различными способами: с помощью религии и/или потребления. И первое, и второе служит созданию ощущения собственной ценности, уверенности в себе, смысла жизни и т.п. В обществах потребления экзистенциальный страх успокаивает покупка товаров. Окружение себя особенно дорогими вещами дает иллюзию всемогущества и бессмертия. Поэтому в смутные времена растут продажи автомобилей класса люкс, скупают даже такие аккумуляторы. Чтобы снять напряжение, люди тратят также больше на развлечения.

То, что страх смерти заставляет глубже залезть в карман, заметно было в Америке, травмированной терроризмом. Там тоже возникла мысль, что самым лучшим соседом для супермаркета является... похоронное бюро. А в Польше? - Не такой большой зависимости, по крайней мере, мои исследования ее не выявили, - признает Томаш Баран. - Возможно, потому, что поляки является более религиозной нацией. А религия ослабляет потребительское поведение.

Почему? Потому что религия обещает вечную жизнь, и это помогает избавиться от экзистенциального страха. Иногда настолько эффективно, что не нужны другие способы. В свою очередь, люди, имеющие сугубо материалистические взгляды, этого комфорта не имеют. Чувство собственной ценности и уверенности им приходится строить за стеной земных благ. Лучше, если она будет такой высокой, чтобы не было видно конца - старости и смерти.

 

©2008-2018 ОАО «УК «Шахта «КЗ №1»

Эл.почта: yurykzn@yandex.ru